Версия для слабовидящих

СМИ об университете

Первый ульяновский портал, 17.08.2016г.
Интервью с ректором УлГПУ Т.В. Девяткиной.

 

 

Журнал "Ректор вуза"

№ 5, 2015г.

По разработкам Ульяновского педагогического университета будут учиться в 
вузах России

смотреть материал здесь

 

 

Предлагаем вашему вниманию сюжеты телестудии УлГПУ, размещенные на телеканале "Просвещение"

16 марта 2015 года на федеральном телеканале "Просвещение" в программе 
"Новости ВУЗов. Медиакарта высшей школы России" размещены два сюжета о 
деятельности Ульяновского государственного педагогического университета 
имени И.Н. Ульянова, подготовленные телестудией УлГПУ. Предлагаем их 
вашему вниманию. 

ССЫЛКА НА ВИДЕО

 

Радио 2х2 Передача "Один из нас"

Беседа с ректором Ульяновского государственного педагогического университета имения И.Н. Ульянова Тамарой Владимировной Девяткиной

16 марта 2015 года.

 

 

 

Интернет-портал Медиа73

 05.03.2015г.

Мария Сайгина

 

В Педагогическом университете увеличили число бюджетных мест

 

Начиная с февраля-марта, выпускники школ начинают штурмовать вузы – узнавать об условиях и специальностях, возможностях и преимуществах. Кто-то изначально знает, куда будет поступать, другие до последнего остаются в неведении. Для университетов же приёмная кампания длится практически весь год, а в августе уже виден результат проделанной работы – кто уехал покорять соседние и столичные регионы, а кто остался.

О том, чем будут привлекать абитуриентов и что изменится в приёмной кампании 2015 года в Ульяновском государственном педагогическом университете, рассказала ректор Тамара Девяткина на пресс-конференции 3 марта. Руководитель вуза ответила и на вопросы, касающиеся развития вуза.

Магистрантами станут директора и выпускники колледжей

Основная задача университета – привлечь выпускников, рассказав о перспективах обучения. Так как поступают ребята со всей области, в Педуниверситете решили общаться и с выпускниками, и с родителями на местах, в районах. Также руководство и студенты ульяновских вузов присоединятся к выездам губернатора в муниципальные образования, чтобы рассказывать о возможностях своих альма-матер.

Среди студентов, преподавателей и всех небезразличных к судьбе Педагогического университета людей периодически ходят слухи, что бюджетные места здесь будут сокращать. Руководитель вуза заверила: на 2015 год министерство образования и науки РФ выделило даже на 82 больше места, чем в прошлом. По итогам грядущей приёмной кампании в УлГПУ появится до 1 113 студентов-первокурсников очной и заочной форм.

В частности, увеличение мест происходит за счет открытия новых специальностей в магистратуре и бакалавриате – «Журналистика», «Социально-культурная деятельность» и «Организация работы с молодёжью». Впервые появились бюджетные специальности «Сервис» и «Управление персоналом». Последняя будет востребована уже работающими руководителями – заведующими дошкольными учреждениями, директорами школ, учреждений дополнительного образования, учреждений культуры. «С 1 апреля 2015 года к нам юридически переходит институт повышения квалификации. И сейчас эти работники проходят повышение квалификации и в Педуниверситете, и в ИПК. Им интересна в первую очередь юридическая и экономическая составляющая. Поэтому мы переформатируем работу двух наших факультетов, которые будут готовить экономистов и юристов в отрасли образования»,– отметила Девяткина.

Для выпускников учреждений среднего профессионального образования вуз подготовил сокращенные программы по 3-3,5 года в бакалавриате и магистратуре. В 2014 году сюда поступили 442 таких выпускника.

В приёмной кампании-2015 ставки делаются на достижения каждого абитуриента, вне результатов ЕГЭ. Каждый поступающий может набрать 20 баллов, на 10 из них оценят сочинение для гуманитарных факультетов, другая половина сложится из достижений будущего студента. В зависимости от факультета учитываются достижения в спорте, сдача норм ГТО, победы в региональных этапах Всероссийских олимпиад и университетских олимпиад. Пригодится и «красный» аттестат о среднем общем образовании, золотая или серебряная медали.

Выпуск-2015 будет необычным для вузов: в этом году выпускаются и студенты-специалисты, и бакалавры. Последние смогут поступить на новые образовательные программы в магистратуру на биологию, юриспруденцию, журналистику, теологию, социальную работу, музеологию и управление персоналом. Всего в вузе в 2015 году примут до 226 магистрантов.

 

Корпуса отремонтируют

Часть своего бюджета вуз вкладывает в стипендии. Они предусмотрены для разных категорий студентов. Основная студенческая стипендия составляет 1 340 рублей в месяц и выплачивается в первом семестре всем студентам. Медалисты в первые полгода будут получать 4 020 рублей в месяц. После первой сессии стипендия будет зависеть от оценок в зачётной книжке. Для учащихся групп, которые сдали экзамены без троек, предусмотрены дополнительные выплаты. А внебюджетникам-активистам вуза попечительский совет назначает отдельную стипендию в три тысячи рублей.

В октябре вузу исполнится 83 года, а некоторые университетские здания старше и этого возраста. Реконструкции требует факультет иностранных языков УлГПУ, построенный в 1903 году. Так как здание является памятником культурного наследия, средства на его ремонт выделят из федеральной целевой программы «Культура России» на 2012-2018 годы. А корпус на улице Корюкина, который находится в аварийном состоянии, перестроят заново. Четырёхэтажное здание вырастет на два этажа и включит в себя научные лаборатории. Строительство запланировано на 2017 год.

Ремонтные работы ждут и общежитие. В части блоков уже отремонтировали душевые, туалеты, гостевые комнаты, планируется открыть два тренажерных зала непосредственно в жилом корпусе.

 

Из вуза – в детский сад

Для педагога, кроме хорошей теоретической базы, нужно место, где её можно использовать. В десяти школах и детских садах Ульяновска открыты базовые кафедры, где работают выпускники вуза, а студенты проходят практику. А когда у большинства студентов летние каникулы, будущие педагоги работают вожатыми в детских лагерях. В этом году вуз получил предложения сразу от трёх российских центров – детского санатория «Вита» в Анапе, всероссийского детского центра «Океан» во Владивостоке и крымского «Артека». Туда отправятся участники центра подготовки вожатых «Ариадна» при УлГПУ. По словам Тамары Девяткиной, ошибки при подготовке вожатых, допущенные в прошлые годы, учли: «Я сама выезжала несколько раз в загородные лагеря, чтобы посмотреть, как наши ребята там адаптируются, всё ли мы им дали, готовы ли они к этой практике. И поняли, что теоретически мы подготовили ребят лучше, чем практически. Поэтому весь учебный год центр обучал будущих вожатых играм, коллективным творческим делам, как создать отряд, как заниматься воспитательной работой, и чтобы при этом вожатым было не скучно».

Но вуз стремится создать комплекс, в котором педагоги смогут пройти все образовательные ступени – «Детский сад – школа – колледж – университет». Первый шаг планируется сделать уже в этом году. Рядом с уже действующим инновационным центром детского развития «Кораблик»откроется детский сад. Две группы рассчитаны на 30 детей от 3 до 6 лет. Здесь будут работать профессиональные воспитатели, и проходить практику студенты-педагоги. А к 2016 году при УлГПУ хотят открыть школу.

15 марта УлГПУ организует День открытых дверей.

 

Мария Сайгина

 

 

 

7 декабря 2014г.

«Народная газета»

Арина Соколова

 

Тамара ДЕВЯТКИНА: 13-й ректор

 

 На прошлой неделе Тамару Девяткину утвердили в должности ректора УлГПУ им. И.Н. Ульянова приказом Министерства образования и науки России сроком до 24 декабря 2018 года. Она стала тринадцатым по счету руководителем старейшего педагогического вуза Поволжья и первой женщиной, возглавившей вуз.
- Тамара Владимировна, что ждет университет в ближайшей перспективе?
— К 2016-2017 годам вуз видится как интегрированный комплекс педагогического образования: «детский сад — школа — колледж — университет — институт повышения квалификации работников образования». Обучая будущих воспитателей, учителей, мастеров производственного обучения и не давая при этом им возможности проходить практику в этих образовательных учреждениях, нельзя подготовить качественный продукт.
В составе университета в обязательном порядке должны быть и свое дошкольное учреждение, и школа, и среднее специальное учебное заведение, и сам по себе вуз, и дополнительное послевузовское образование, в том числе курсы повышения квалификации. С 1 января 2015 года эта верхняя ступень университетского комплекса будет присутствовать в нашем университете — мы объединяемся с институтом повышения квалификации. На данный момент для этого проведены все необходимые рабочие встречи и подготовительные мероприятия.
Кроме того, будет улучшаться материально-техническая база вуза. Много чего необходимо поднимать до хорошего уровня. Сейчас, например, готовится проектно-сметная документация нового учебно-лабораторного корпуса.
- На съезде Российского союза ректоров министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов заявил, что педвузы должны перестать быть местом, куда идут те, кто не поступил на более престижные направления подготовки. Не означает ли это, что отбор в УлГПУ станет жестче?
— Вообще отбор во все вузы должен быть жестким. В своем послании президент еще раз отметил, что сегодня высшей школе надо брать не количеством, а качеством.
Нужен не просто жесткий отбор, а чтобы вуз и школа стали партнерами в подготовке абитуриента. Сейчас мы заключаем соглашения с образовательными учреждениями, где будем открывать педагогические классы и базовые кафедры.
С января начинается проект «Университетская суббота». Мы будем приглашать в университет всех желающих школьников на кружки, своего рода курсы дополнительного образования. Так, через профориентационную работу, через кружки мы будем готовить будущих студентов, которые точно знают, что выберут педагогическое направление.
- В педуниверситет летом поступал юноша из Крыма, он учится сейчас?
— Да, учится. Он хороший, активный мальчик, любит спорт. Живет в общежитии, в одной комнате со старостой группы, чтобы ему было легче ориентироваться в университетской жизни. К нему прикреплены кураторы как от преподавателей, так и от студентов. Все-таки Россия для него — это новая страна, и надо помочь адаптироваться в нашем законодательстве, традициях, образовательных программах. Надеюсь, первую сессию он сдаст успешно.
- Несомненно, одно из самых ярких событий УлГПУ в уходящем году — это открытие бассейна «Буревестник». В своем плотном графике находите время, чтобы поплавать?
— Очень редко, к большому сожалению. Это, конечно, неправильно, когда человек находит для себя отговорки, ссылаясь на отсутствие времени. Даю себе слово, что буду заниматься плаванием регулярно. И всех призываю приходить в наш «Буревестник»!
ЦИФРА
63% выпускников УлГПУ работают по профессии.

 

«Учительская Газета», 1 августа 2014 г.

Всероссийский фестиваль учителей-словесников пройдет в Ульяновске

 

В Ульяновском государственном педагогическом университете пройдет

Всероссийский фестиваль педагогического мастерства "Литература –

духовно-нравственная основа России". Он призван повысить значимость

литературы как средства объединения духовных, нравственных и

интеллектуальных ресурсов в языковом и культурном пространстве России

и мира.

Правительство Ульяновской области совместно с УлГПУ им. И.Н. Ульянова при поддержке Всероссийской ассоциации учителей русского языка и литературы 3-5 ноября 2014 года проводит Всероссийский фестиваль педагогического мастерства "Литература – духовно-нравственная основа России". Соорганизаторами и партнёрами фестиваля выступают общественные фонды и организации, деятельность которых направлена на продвижение, поддержку и укрепление позиций русского языка, а также популяризацию в мировом сообществе российской науки, культуры и образования. - Данный фестиваль имеет большое значение для нашей области, - отметила заместитель председателя правительства, министр образования и науки Ульяновской области Екатерина Уба. - Мероприятие позволит повысить функциональную значимость литературы как средства объединения духовных, нравственных и интеллектуальных ресурсов в языковом и культурном пространстве России и региона. Выбор педагогического университета в качестве главной площадки проведения фестиваля был тоже неслучайным. Вуз активно развивается и при этом имеет хорошую научную базу в сфере гуманитарных наук. Кроме того, университет уже неоднократно становился местом проведения различных международных и всероссийских мероприятий. Фестиваль проводится в два этапа. Заочный этап проходит с 1 сентября по 1 ноября 2014 года, он включает в себя конкурс эссе, презентацию программ внеурочной деятельности по филологии с учетом национальных особенностей региона, конкурс буктрейлеров, педагогическую акцию "Открытый урок литературы". В рамках очного этапа, который пройдет в УлГПУ, планируются мероприятия: торжественное открытие фестиваля, II съезд Всероссийской ассоциации учителей русского языка и литературы, педагогические экскурсии "Духовные скрепы России", выставка книжной и медиа-

продукции, VI фестиваль региональных учительских клубов, круглые столы, дискуссии, мастер-классы и пр. По итогам фестиваля планируется издание сборника статей, принятие резолюции, вручение сертификатов и награждение победителей конкурсов заочного этапа. Для участия в мероприятиях фестиваля необходимо с 01 августа по 20 сентября 2014 года пройти электронную регистрацию на сайте Фестиваля.

«Ульяновская правда», 1 августа 2014

Во! Вожатые

 

В ульяновские лагеря пришли профессионально подготовленные кадры. В этом сезоне «Ульяновский Артек», расположенный в уникальном природном месте — на берегу Юрманского залива, — сменил собственника. Лагерь сразу похорошел, поскольку новые хозяева успели провести к началу лета серьезный ремонт. Свою презентацию с говорящим названием «Артек: перезагрузка» артековцы представили председателю Общественной палаты Ульяновской области, ректору УлГПУ имени И.Н. Ульянова Тамаре Девяткиной. В ходе визита обсуждались и другие изменения. Дело в том, что с этого года в наши лагеря пришли вожатые не просто со студенческой скамьи, а после специальных курсов в открытом при УлГПУ ресурсном центре «Ариадна», который позволил возродить в Ульяновской области лучшие традиции работы вожатых. Как рассказала его руководитель, преподаватель кафедры педагогики Татьяна Балыкина, они начали свою работу еще в феврале, причем эта инициатива была высоко оценена в регионе: - Наш центр стал победителем пятого областного конкурса социально значимых проектов в сфере организации отдыха и оздоровления детей на территории Ульяновской области «Летний меридиан», — рассказала Татьяна Балыкина. — Так высоко оценили разработанный нами проект «Создание регионального ресурсного центра для подготовки кадров детских оздоровительных учреждений». 16 мая в рамках ежегодного мероприятия «Точка отсчета — лето!» на церемонии награждения глава региона Сергей Морозов вручил нам диплом победителя и сертификат на сумму 300 тыс. рублей на развитие центра «Ариадна». Программа обучения тоже разрабатывалась сотрудниками центра и педагогами УлГПУ, причем несколько раз проходили совещания с участием всех руководителей детских оздоровительных лагерей региона, все пожелания которых были услышаны и учтены. Слушателей отбирали и готовили серьезно: обучали специфике работы во временных детских коллективах, формировали у будущих вожатых и воспитателей теоретическую базу правовых основ работы в лагерях, устраивали своеобразные мастер-классы между теми, кто уже получил опыт работы в лагере, и новичками. В результате проведенной работы к началу сезона по оздоровительным лагерям региона разъехался целый десант «вожатых-профи» — на курсах отучились четыреста семьдесят слушателей. Поскольку этот год был первым, среди них подавляющее большинство были студенты педуниверситета, но в дальнейших планах — привлечение в центр и других учащихся вузов и сузов: - Еще мы бы очень хотели, чтобы к нам приходили и старшеклассники, для которых можно подготовить специальную программу, это было бы для

них хорошо и в плане профориентации, и помогло бы также, как и нашим студентам, в прохождении летней практики. На каждую группу мы составляли паспорт и при распределении учитывали, где ребята живут. Насколько мне известно, недовольных не было, - говорит Татьяна Валерьевна. Кстати, вожатые получают зарплату — больше четырех тысяч рублей за смену А вот курсы пока что бесплатные для всех. Хотя финансовые вопросы еще будут утрясаться, и, возможно, со студентов «со стороны» будут брать какую-то плату за обучение. Кроме того, в этом году все обучались по одной программе, а в будущем предполагается разработка системы дифференцированного обучения для вожатых, старших вожатых, организаторов смены, инструкторов, помощников вожатых, аниматоров. Руководители лагеря поделились с Тамарой Девяткиной своим мнением, что с открытием центра студенты стали приходить на практику более подготовленными, и предложили сделать «Ульяновский Артек» базовой площадкой подготовки вожатых, в том числе и для других оздоровительных лагерей, которое было воспринято с большим интересом: - Подготовка педагогических кадров для реализации дополнительного образования является стратегическим направлением работы нашего вуза. Мы намерены всячески развивать этот вид практики будущих педагогов, каждый из которых должен пройти через работу вожатым детского лагеря, — заявила Тамара Девяткина. http://www.ulpravda.ru/ulpravda-newspaper/

 

 

 

«Ульяновская правда», 22 июля 2014г.

 

Каких специалистов выпустит факультет теологии?

 

Уже третий год в Ульяновском государственном педагогическим университете имени И.Н. Ульянова ведется обучение студентов-теологов. Выяснить, что это за новое направление в рамках вуза, которое на деле предложило студентам либо вполне традиционные гуманитарные предметы, либо пастырское наставление, для которого современные ульяновские студенты-педагоги наверняка найдут адекватное место в списке своих интересов, решил выяснить наш корреспондент.

О подготовке бакалавров теологии в Ульяновском государственном педагогическом университете впервые заговорили в 2011 году. Инициатором открытия нового направления на историческом факультете УлГПУ стал его декан Аркадий Игоревич Смирнов, ныне, к великой нашей скорби, покойный. Во время встречи с главой Симбирской и Мелекесской епархии Аркадий Смирнов заявил, что педагогический университет не мыслим без

теологии. Архиепископ Прокл поддержал тогда инициативу вуза и отметил, что потребность в таком направлении подсказана самим временем: специалисты с высшим теологическим образованием работают в администрациях, муниципальных объединениях, образовательных структурах, учреждениях культуры, правоохранительных органах, средствах массовой информации, органах социального обеспечения и, естественно, в епархиальных управлениях.

Между тем новость трехлетней давности вызвала весьма противоречивые оценки. «Это просто замечательно, если появится такая специальность. Почти что во всех европейских вузах есть подобные кафедры», «Наконец-то! Теология - очень интересное направление», - говорили одни в защиту инициативы вуза.

Другая часть отозвалась о нововведении резко негативно: «Мы попали в XVII век... Я просто в шоке. Сегодня суд приговорил глупых девчонок к двум годам тюрьмы. На улицах возбужденные молодые люди в майках «Я русский» и «Я православный» выкрикивают антисемитские лозунги, рядом пьяные ряженые в форме. Теперь они хотят открыть свой факультет»…

Слухи о засилье православного духовенства в вузе в интервью с корреспондентом «УП» опроверг доктор культурологии, профессор кафедры философии УлГПУ Денис Макаров (на фото). «Речь не идет о теологии как таковой, - объяснил он. - Мы светский университет, мы даем светское образование, это наша миссия, и мы ее реализуем».

Вместе с тем, по словам доктора культурологии, на сегодняшний момент потенциал научных исследований в области философии религий велик. Во многом это определено положением и историей региона.

- У нас представители 70 национальных автономий только на территории области находятся. Это заставляет нас обратиться к проблемам геополитики, поддержки и развития культуры. Вуз, который находится в таком многонациональном Поволжском регионе, тоже должен эти проблемы понимать, потому что светское воспитание, светская подготовка не возможны без знания наших корней и корней тех людей, которые живут около нас, - убежден Денис Макаров. - Но главное - теология в классической системе образования признается живой, современной, динамично развивающейся наукой, в сферу охвата которой входят изучение религиозного искусства, памятников письменности и архитектуры.

Сегодня УлГПУ - единственный вуз региона, ведущий подготовку бакалавров теологии.

- Наши студенты получают базовое высшее гуманитарное образование с государственным дипломом, после которого возможно поступление в магистратуру и аспирантуру, а также получение ученой степени кандидата философских или педагогических наук или работа по специальности, - говорит профессор кафедры философии УлГПУ.

Состав учебных дисциплин направления «Теология» предполагает широкую общеобразовательную подготовку, соответствующую уровню современного светского гуманитарного образования, но основное место

закономерно уделяется религиоведческим и богословским наукам. По словам Макарова, подготовка ведется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и включает изучение общегуманитарных дисциплин: иностранного языка, философии, истории, политологии, социологии, социальной психологии, логики, прикладной экономики, основ теории управления и др. Большое внимание уделяется изучению философии и классических языков.

- Так или иначе, мы привязаны к научному и педагогическому потенциалу. Именно он у нас и стал толчком для открытия направления «теология». Оказалось, что есть очень много специалистов, которые занимаются религиозными исследованиями, - пояснил профессор.

Спектр направлений деятельности подготовленных бакалавров соответствует опыту применения богословских знаний в других странах. «Бакалавры теологии - это квалифицированные консультанты по религиозным вопросам в государственных учреждениях разного уровня; преподаватели основ православной культуры в учебных заведениях; православные педагоги, журналисты, менеджеры, катехизаторы и социальн

Теоретическое обучение богословским наукам на кафедре теологии подкрепляется знакомством с исторической жизнью христианства в России в ее непосредственных проявлениях. Этому, среди прочего, служат летние учебные практики студентов-теологов. Симбирская-Ульяновская область располагает для этого весьма благоприятными возможностями.

Надя Акулова

Интервью ректора УлГПУ Тамары Девяткиной «Радио России» (ГТРК «Волга» (17.06.2014))

Интернет-портал «Медиа73» (3.06. 2014).

Тамара ДЕВЯТКИНА: «Ни один из наших студентов не встал на биржу труда»

Ульяновский государственный педагогический университет - высшая школа, через которую прошли почти все учителя области, по результатам последнего мониторинга признан эффективным вузом, что стало итогом кропотливой работы, проводимой руководством университета в последние годы. Тем не менее, чтобы поддерживать конкурентоспособность и бороться с другими вузами за гранты и места в федеральных программах, останавливаться на достигнутом нельзя. О том, куда движется ульяновский педагогический университет и на какие показатели следует обратить особое внимание, мы поговорили с ректором УлГПУ Тамарой Девяткиной.

– Тамара Владимировна, УлГПУ признан эффективным по результатам последнего мониторинга, но остаются и показатели, которые, как вы сказали, необходимо «подтянуть»…

– Хочу пояснить, что для нас результаты мониторинга – это не просто набор показателей. Мониторинг задаёт общий вектор развития педагогического образования в высшей школе. Эта тема звучит очень сильно и заставляет вузы конкурировать между собой за гранты, за возможность стать экспериментальной площадкой, за абитуриентов, за внебюджетку. Для нас признание, что мы способны конкурировать в этих направлениях – это большой шанс. Нельзя сказать, что мы достигли цели и будем заниматься чем-то другим.

– Как будет решаться вопрос с иностранными студентами и учебными площадями?

– Конкуренция по этим показателям жёсткая. Если мы стремились достичь пороговых показателей по площадям в 11 квадратных метров, то другие вузы тоже не сидели на месте, у них уже 13 квадратных метров на студента.

По площадям мы в самом невыгодном положении в отношении остальных государственных вузов. Надо отдать должное, что за последние 10 лет и УлГУ, и УлГТУ и УГСХА свои площади расширили: это и спорткомплексы, и учебные лаборатории. Наш вуз этой темой начал заниматься только два года назад, и нам предстоит огромная работа. Нужно ехать в Москву, стремиться попасть в федеральные программы на пристрои к общежитию, вместо старых корпусов построить лаборатории.

Мы также понимаем, что современный вуз должен быть встроен в международное образовательное сообщество. Это значит, что нужно не просто набрать иностранных студентов. У нас должны быть преподаватели, которые читают лекции на иностранном языке. И не просто лекции на иностранном языке об иностранном языке, а лекции, например, об иностранной литературе.

Безусловно, русский как иностранный язык должен развиваться на базе филфака. Там уже учится несколько студентов из Китая, мы будем продолжать сотрудничество. Кроме того, большие возможности по привлечению студентов на педагогические направления нам даёт сотрудничество с Казахстаном.

– Насколько нам известно, узкопрофильные вузы оцениваются по другим критериям. Почему педагогический вуз не считается узкопрофильным и может ли он стать таковым?

– Ректоры педагогических университетов на первых парах мониторинга объединялись и говорили, что такие вузы нужно оценивать как отдельную группу. Сейчас такого нет.

Может быть, оставшиеся педагогические вузы поняли, что и этот мониторинг им доступен, если взяться за содержание внутри вуза. И я на сегодняшний день их поддерживаю. Вполне возможно достичь хороших показателей в общей группе.

При серьёзной системной работе выполнение показателей достижимо, не вижу смысла выделять педвузы в отдельную группу. Мы ведь не только педагогов готовим. Со временем наш вуз может даже поменять своё название, и стать социально-педагогическим или гуманитарно-педагогическим.

– Существует программа развития УлГПУ, можно ли выделить в ней основное направление?

– Ключевое направление в стратегической программе развития вуза до 2020 года – стать разработчиками образовательных программ по отдельным специальностям с внедрением новых технологий для вузов, готовящих педагогов.

Например, сейчас воспитатель дошкольного учреждения должен быть другим. Я была на празднике у внучки в детсаду – дети сейчас умеют гораздо больше. Соответственно и образовательные программы и технологии в работу воспитателя должны прийти другие. То же с учителем начальных классов.

– Каким образом будет достигаться эта цель?

– Самим нам это не под силу, мы приглашаем к сотрудничеству другие вузы. Недавно встречались с ректором московского педагогического университета. Мы выиграли хороший грант на создание программы по специальности воспитатель, а они на другую специальность. Мы договорились о том, что станем соисполнителями.

Со следующей недели к нам приезжает преподаватель из высшей школы экономики, чтобы провести краткосрочные курсы повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава.

Мы стараемся открываться, расширяться, работать с другими вузами.

– Ульяновскому педагогическому вузу удалось добиться высоких показателей по трудоустройству студентов. Какими путями?

– Конечно же, желательно, чтобы наши выпускники пошли работать в школу. Но наши студенты трудоустраиваются и по другим специальностям. Ни один из наших студентов не встал на биржу труда. Они востребованы со своей специальностью.

Для того, чтобы выпускники шли в школу, на федеральном уровне разработан и обсуждается проект концепции поддержки педагогического образования. Одна из задач этой концепции – ориентирование на практику. Мы перестраиваем на это и свою деятельность.

Совсем недавно был дан старт третьего летнего семестра. Мы вывели 25 педагогических отрядов, такого не было никогда. Это результат работы нашего ресурсного центра подготовки вожатых «Ариадна». Я думаю, что такая практикоориентированная деятельность и даёт возможность нашим выпускникам сразу трудоустроиться и не мыкаться по биржам труда.

Отмечу также, что в концепции развития педагогического образования есть замечательная вещь – в магистратуру по педагогическим специальностям могут прийти студенты-бакалавры, которые не учились в педвузе. Например, студент закончил технический вуз и понял, что хочет преподавать. С этой базой он приходит к нам в магистратуру на два года и готовится стать преподавателем физики или математики.

– В советское время существовало распределение. Насколько оправдано оно было бы в настоящем и насколько реально осуществить эту концепцию в современных реалиях?

– Распределение было бы оправданно, поскольку это фиксированное трудоустройство выпускников и пополнение кадрами образовательных учреждений. Как в советское время уже не получится: нормативная база другая, конституция другая. Но хорошее из советского периода мы всё же переняли.

В 2013-2014 учебном году мы сделали списки всех студентов по каждому муниципальному образованию и отдали главам администраций. Они их берут и видят, сколько человек учится на разных факультетах, начинают со списками работать.

С февраля мы устраиваем дни открытых дверей, на которые приходят работодатели: директора школ, заведующие дошкольными учреждениями, заместители глав муниципальных образований по соцвопросам бывают. Они встречаются со своими выпускниками и договариваются: студент не получает стипендию – можно доплатить от муниципалитета, нет места в общежитии или снимает квартиру – муниципалитет может предложить оплатить либо половину стоимости либо полностью погасить арендную плату.

Если студент не знает, где практику проходить, они тоже могут предложить. В опосредованном понимании распределение у нас существует.

– Раз уж речь зашла о муниципальных образованиях, следует спросить, существует ли сейчас целевой набор и в каком виде?

– Целевой набор изменился в этом году. Если раньше он существовал только для сельских абитуриентов, то теперь в него может попасть и городской выпускник. Это ужесточает конкуренцию.

Только 15 процентов бюджетных мест мы можем выделить на целевой набор.

Я знаю, что в Карелии педвуз намеренно сократил число бюджетных мест, чтобы повысилась конкуренция на педагогические специальности, и это было оправданно. Они набрали много студентов, которые за ЕГЭ получили больше 240 баллов, для педвузов это редкость.

– То есть студент предварительно заключает с вузом договор…

– Да, он заключает с вузом и с муниципальным образованием. Это давняя практика, МГУ давно идёт по этому направлению, но у них немного другая система. МГУ заключает договор с банком, банк заключает договор с физическим лицом – с родителями и предоставляет им кредит на получение высшего образования. МГУ и банк предлагают работу выпускнику, и он должен в обязательном порядке их принять.

– Существует ли летняя практика у студентов? Как она проходит? Чем вообще живёт вуз и его учащиеся в летнее время?

– Практика у нас большая. Помимо 25 отрядов, 450 вожатых, отправившихся в загородные лагеря, есть ещё 50 человек в школьных лагерях.

Существует традиционная учебная практика, например, будущие учителя истории поедут на археологическую практику в Ульяновский район, а будущие географы и экологи поедут на практику в Карелию.

Часть студентов будет работать в приёмной комиссии – очень ответственная работа.

Лето для всех образовательных учреждений – это подготовка к новому учебному году. Будет проведён большой объём ремонтных работ. Необходимо в обязательном порядке привести в порядок наш корпус на улице Гагарина – канализация и отопление там в безобразном состоянии.

В основном корпусе отремонтируем концертный зал имени Клауса и доведём до логического конца две научно-исследовательские лаборатории, они нам помогут в дальнейшем в развитии науки.

– Насколько остро в Ульяновской области стоит вопрос дефицита преподавательских кадров?

– У нас есть дефицит кадров, но он касается узких специальности – история, биология, химия. Этих часов меньше, особенно в маленьких сельских школах. Если в школе 18 человек, выходит, что каждого из этих предметов будет по два часа. И если универсал, который способен вести все три предмета, набирает всего 6 часов нагрузки, кем он ещё должен быть, чтобы нормально зарабатывать, преподавателем физкультуры?

Проблема не от того, что специалисты не идут в школу, а от того, что есть демографическая проблема, проблема с наполняемостью. Я думаю, что со временем школы будут заполнены кадрами.

– Как обстоят дела с оптимизацией?

– С оптимизацией сейчас спокойно. Школы не закрывают, малокомплектные школы перестают быть юридическим лицом, объединяются. Школы в маленьких сёлах остаются, просто становятся одним юридическим лицом с базовой школой.

Заполнить одну базовую школу специалистами проще, чем найти специалиста-универсала, о котором я говорила. А в базовой школе есть полноценные учителя. Расписание составляется таким образом, что сегодня учитель работает в одной школе, а завтра – в другой. Возможно, для учителя это не очень удобно. Но для качества, для ребёнка – это просто замечательно.

– Это лучше, чем возить детей по разным школам?

– С одной стороны это лучше, чем возить детей, но с другой стороны, в какой школе будет эффективнее проходить процесс социализации: в школе, где учится 18 человек, или в школе с 600 учениками? И если вдруг выпускник из села поедет учиться в вуз, то легче будет тому, кто вырос в большом коллективе. У него не будет барьера вступления в диалог, в контакт.

Я выросла в школе, где было огромное количество старших классов, мне не нужны были клубы, я ходила на дискотеки в школы. У нас было 12 старших классов. Представляете, сколько подростков? Когда проходила спартакиада, у нас полный стадион набирался, не нужно было никуда ехать. Я школе своей очень благодарна, общественной жизни и коммуникации она меня научила.

Алексей Хорошилов

http://media73.ru/2014/tamara-devyatkina-ni-odin-iz-nashix-studentov-ne-vstal-na-birzhu-truda

«Ульяновская правда» (27. 05.2014).

Тамара ДЕВЯТКИНА: Нацелен на результат

Межведомственная федеральная комиссия признала Ульяновский педуниверситет эффективным вузом. Буквально на днях Министерство образования и науки РФ опубликовало результаты мониторинга эффективности деятельности российских вузов. В нашем регионе пристальное внимание всех заинтересованных лиц было приковано к Ульяновскому педуниверситету имени И.Н. Ульянова. Дело в том, что в предыдущие годы он дважды признавался «вузом, имеющим признаки неэффективности». Но на этот раз ему удалось вырваться из малоприятного списка. О том, что было сделано для того, чтобы мрачные прогнозы о незавидном будущем вуза не оправдались, «УП» побеседовала с и.о. ректора Тамарой Девяткиной.

- Тамара Владимировна, понятно, что оказаться в списке вузов, имеющих признаки неэффективности, было неприятно. А чем на деле это грозило университету?

- Во-первых, этот штамп «с признаками неэффективности» неприятен сам по себе. Те, кто много лет живет в Ульяновской области, прекрасно знают, что на протяжении 80 лет вуз был отлично зарекомендовавшей себя площадкой по подготовке кадров для системы образования СССР и России. Здесь апробировались новые технологии, работали научные школы — имена профессоров Никитиной, Штрауса, Любищева, Сытина были у всех на слуху. Поэтому было обидно даже тем, кто не имеет непосредственного отношения к педуниверситету. Ну а чтобы понять, чем же нам это грозило, достаточно зайти на сайт, где в открытом доступе представлены все материалы по данным мониторинга эффективности деятельности высших учебных заведений. Там мы видим, что шесть из сорока педагогических университетов сейчас находятся в стадии реорганизации — для них это означает либо присоединение к другому вузу, либо ликвидацию. Для сведения: в 2008 году в России было 70 педвузов, в 2012-м — уже 48. Вот и наш университет вполне мог разделить судьбу этих реорганизованных педагогических вузов. Тем более что с этого года исключена оценка «вуз, имеющий признаки неэффективности». Теперь межведомственная комиссия будет оценивать любой вуз лишь с точки зрения того, эффективен он или нет. Имея такую базу, такой опыт, такую востребованность, мы просто не могли закрыться или стать филиалом — для нас это было бы непростительной ошибкой. Поэтому на протяжении двух-трех лет здесь шла очень интенсивная работа для того, чтобы уйти из группы вузов с признаками неэффективности.

- Сейчас педагогический университет полностью отвечает федеральным требованиям по пяти основным критериям из семи. Если остановиться на каждом из них, как они изменились и какими усилиями это было достигнуто?

- Если мы посмотрим данные предыдущего мониторинга, то наш вуз тогда выполнил лишь два показателя из шести: по научно-исследовательской деятельности и трудоустройству выпускников. Поэтому можно сказать, что серьезную работу пришлось проделать по каждому из направлений мониторинга. Например, мы видим, что основной показатель по образовательной деятельности — средний балл ЕГЭ абитуриентов, поступающих в вуз. Значит, нам надо было очень активно работать с абитуриентами, идти по школам, выезжать в сельские районы, убеждать детей с высоким уровнем обучаемости поступать именно в наш университет. Итог такой работы не заставил себя ждать. Интегральный показатель образовательной деятельности в прошлом мониторинге составлял 58,56 при пороговом значении 60. В этом году пороговое значение не изменилось, а вот показатель вуза серьезно улучшился — 63,62. Это означает, что к нам пришли абитуриенты с более высокими результатами ЕГЭ. Замечу, что по показателю образовательной деятельности мы оказались немного лучше, чем ульяновские классический и технический университеты.

Следующий критерий оценки — показатель эффективности научно-исследовательской деятельности вуза. У нас он составил 301,09 при пороговом значении в 51,28. Как видите, это почти в шесть раз выше порогового значения. Но надо сказать, и в предыдущие годы этот показатель у нас был высоким. Здесь имело значение количество привлеченных средств для выполнения научных исследований. Но чтобы выиграть грант, надо не только иметь интересный и востребованный проект. Необходимо иметь публикации в серьезных журналах — как российских, так и зарубежных, а для этого нужна мотивация преподавателей, в том числе и финансовая.

- Того, что он настолько превысил необходимый минимум, было недостаточно, чтобы «перекрыть» отставание по другим позициям?

- Нет, учитывался каждый из семи критериев. Здесь было важно, чтобы вуз развивался гармонично, по всем направлениям, поэтому, к примеру, значение ЕГЭ и научно-исследовательская деятельность при оценке развития инфраструктуры не учитывались.

Одно другим не заменялось. Еще одним важным критерием оценки стал показатель эффективности финансово-экономической деятельности вуза. У нас он составил 1482,12 при пороговом значении 1387,57. В прошлом мониторинге показатель составлял лишь 1040,26, и мы отставали. В этом блоке нам помогло улучшение лабораторной и учебной базы — к примеру, была введена в строй научно-исследовательская лаборатория по биохимии. Серьезным подспорьем стали 300 млн рублей, которые мы получили по итогам конкурса программ стратегического развития вуза. Замечу, что этот показатель деятельности педагогических вузов оценивается наравне с классическими и техническими вузами, которым из-за своей специфики несколько легче достигать пороговых значений. Наш вуз в этом смысле не исключение, ведь долгие годы он был «закрытым» для внебюджетников, и только в последние два-три года это изменилось.

- Нет ли опасности, что для того, чтобы укрепить эти позиции, педуниверситет начнет сокращать число бюджетников?

- Уверяю вас, что нет. Контрольные цифры приема на новый учебный год уже пришли, они ничуть не меньше, чем в предыдущие годы, а по некоторым специальностям даже превышают их. Следующий критерий, который оценивала комиссия, — показатель трудоустройства выпускников. У нас он составляет 98,859 при пороговом значении 98,705. Сразу хочу отметить, что он отслеживается по данным Роструда и учитывает удельный вес нетрудоустроенных выпускников, обратившихся в центры занятости. При этом понятно, что не все наши ребята устраивались по специальности — например, выпускник естественно-географического факультета не пошел работать учителем химии, но стал лаборантом-химиком при каком-нибудь производстве. Это тоже учитывается. Наконец последний из выполненных показателей — кадровый состав вуза. Он введен впервые в этом году. Здесь для нашей группы университетов установлена норма 2,28 «остепененных» преподавателей на 100 студентов. У нас этот показатель почти в два раза выше. Это еще раз говорит о том, что у нас очень высокий уровень профессорско-преподавательского состава, за что мы им очень благодарны.

- Чтобы перемены все-таки стали возможными, приходилось ли вам принимать сложные, волевые решения? Произошли ли кадровые перемены?

- Надо отдать должное нашему коллективу, для него характерен высокий уровень сознательности. Хотя доля привычки присутствует в каждом коллективе. Просто вуз слишком долгое время находился в своеобразной «изоляции» от внешнего мира. Поэтому самое сложное и волевое решение каждый преподаватель принимал сам для себя. Я говорю о необходимости изменений, о понимании, что просто учить студентов на занятиях сегодня уже недостаточно. Думать, что такой процесс изменений произойдет одномоментно со всеми сразу, по взмаху «волшебной палочки», — утопия. Здесь важно создать необходимые условия, чтобы наши преподаватели сами проявляли активность, понимая, что весь вуз работает на общий результат. У каждого есть свой ресурс саморазвития. Попытаться «вытащить» такой ресурс, заставить этот ресурс работать — все это гораздо сложнее делать, чем просто махать шашкой сплеча в кадровых вопросах.

- После всех этих перемен внутренняя политика вуза как-то изменилась?

- Безусловно, она меняется. Здесь нужно отдельно сказать о моем предшественнике Анатолии Александровиче Бакаеве, который положил начало этим позитивным переменам в качестве ректора, а сегодня в качестве президента УлГПУ принимает самое активное участие в жизни вуза. Скажу больше: наша внутренняя политика и дальше будет меняться в сторону большей открытости вуза, в сторону конструктивного сотрудничества с нашими партнерами и в Ульяновской области, и за ее пределами. Мы должны аккумулировать весь лучший опыт работы российских и зарубежных университетов, должны быть максимально полезны в решении задач, стоящих перед отечественным педагогическим образованием. Потенциал у вуза для этого есть.

- Серьезную поддержку университету оказал попечительский совет вуза. Как вам помогли попечители пройти этот непростой этап?

- Попечительский совет университета возглавляет губернатор Сергей Морозов, и надо сказать, мы ему очень благодарны. В первую очередь, речь идет о тесном взаимодействии с правительством региона, о включении преподавателей вуза в решение актуальных для Ульяновской области задач социально-экономического развития. Кроме того, он нам помогал и тем, что достаточно откровенно критиковал наш вуз на ученых советах. Были разные мнения, некоторые говорили — показатели не те, нас неправильно оценивают. Но именно Сергей Иванович задал нам вопрос: если мы такие замечательные, то почему же другие вузы, в том числе и педагогические, оказались в числе эффективных, а мы — нет? Чем мы хуже наших соседей из Мордовии, Чувашии или Самарской области? Конечно, неоценимой была его поддержка в получении вузом финансирования при строительстве бассейна «Буревестник». Кроме того, благодаря попечительскому совету наши студенты в прошлом году выезжали на отдых в Анапу, а в этом году поедут отдыхать в Крым. Также интересы вуза отстаивает депутата Госдумы от Ульяновской области Григорий Балыхин. Во многом благодаря его поддержке мы и получили сотни миллионов рублей на реализацию программы стратегического развития.

- Такой мониторинг проводится регулярно. Как теперь не снизить планку, не допустить падения показателей?

- Действительно, мониторинг проводится ежегодно, и нам предстоит ежегодно доказывать, что признание УлГПУ эффективным вузом — не случайность, а результат системной работы всего трудового коллектива. На недавнем заседании ученого совета университета мы как раз вели серьезный разговор о том, что нам предстоит сделать, чтобы и далее оставаться эффективными. Буквально все выступавшие отметили, что вузу нужна внятная и четкая стратегия развития до 2020 года. В определенной степени нам повезло, что сейчас разрабатывается госпрограмма поддержки развития педагогического образования в Российской Федерации. УлГПУ уже стал пилотной площадкой по разработке федеральной образовательной магистратской программы по дошкольному образованию. Очевидно, что для разработки новой стратегии развития, современных образовательных программ, сохранения диссертационных советов педагогического профиля необходимы партнеры — ими могут быть вузы из соседних регионов, федеральные университеты — такие, как Высшая школа экономики, РУДН, Московский государственный педагогический университет, даже зарубежные вузы. Но главное — у коллектива есть понимание необходимости перемен и готовность к серьезной совместной работе на результат.
Анастасия Гайнутдинова

http://www.ulpravda.ru/ulpravda-newspaper/news/news-6395




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова»
432700 Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4.

Яндекс.Метрика